Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Образовательная среда кадетского училища

       В кадетских училищах создаются условия для воспитания и обучения гражданина и патриота, прогрессивной, конкурентоспособной личности нового типа, готовой отвечать вызовам времени, посвящающей свою жизнь служению Отечеству, что является актуальной задачей кадетского образования в Республике Беларусь. Воспитанные, образованные и воспринявшие с подросткового возраста государственные и духовно-нравственные ценности юноши и девушки, привнесут в работу государственных и военных структур осознанное понимание и высокую личную ответственность за судьбу своего Отечества, за обеспечение его национальной безопасности.
       Образовательная среда кадетского училища представляет определённую общность людей и их организацию, созданную с целью реализации конкретных образовательных задач и дающую возможность кадетам раскрыть свой личностный потенциал. Отношения «учащийся — педагог», свойственные традиционной школе, в кадетском образовании трансформируются в отношения, принятые в военной среде и построенные на принципе единоначалия: «командир — рядовой».

Образовательную среду кадетского училища необходимо проектировать как совокупность регулярно повторяющихся действий, событий, мероприятий по организации жизнедеятельности кадет, реализации и обеспечению образовательного процесса в соответствии с предназначением (миссией) кадетского училища. Её особенностью является то, что она призвана способствовать становлению личности будущего офицера и военно-профессиональному самоопределению учащихся.

В кадетских училищах была спроектирована и создана образовательная среда, позволяющая решать следующие задачи кадетского образования:

1)              поддерживать установленный порядок и правила функционирования кадетского училища в соответствии с уставом, инструкциями и положениями;

2)              организовывать деятельность, способствующую развитию у кадет добросовестного отношения к учёбе, дисциплинированности, стремления к овладению профессией офицера;

3)              обеспечивать взаимодействие, направленное на формирование морально-психологических, деловых и организаторских качеств учащихся, их физической выносливости и стойкости на основе создания особого уклада жизни, поддерживать его с учётом обычаев и традиций кадетского училища

Рисунок 1. Структура образовательной среды кадетского училища

Структура проектирования образовательной среды кадетского училища включает

■               мотивационно-целевой компонент: миссия, цели, задачи, мотивы. Миссия кадетских училищ — воспитание кадрового резерва для государственной службы. Выпускники кадетского училища не просто образованные в соответствии с требованиями стандартов молодые люди. Каждый из них — это всесторонне развитая личность с устоявшейся системой духовно-нравственных, гражданских ценностей, будущий представитель военной элиты страны;

■               содержательный компонент: образовательные программы, программы дополнительного образования, содержание воспитательного процесса, традиции и нормы жизни в образовательной среде;

■               методический компонент: осваиваемые способы действий, формы, методы и технологии организации обучения и воспитания кадет;

■               организационно-деятельностный компонент: организация обучения кадет, их жизненного пространства, организация специфического уклада жизни; устав учреждения образования, правила внутреннего распорядка, включение кадет в ряд событий и мероприятий;

■               эмоционально-волевой и соматический компоненты: актуализация личностных ресурсов на проживание различных событий, соблюдение учащимися дисциплины, регулирование их поведения посредством утверждённых правил и норм, регламентированное подчинение на уровне самоуправления кадет, воспитание культуры здорового образа жизни, обеспечение гармоничного физического и психического развития учащихся;

■               пространственно-семантический и предметный компоненты: герб, гимн, форма, архитектурно-эстетическая, предметная среда;

■               социальный компонент: определяется особой формой детско-взрослой общности, базирующейся на личном примере, опыте, образе жизни, поведении офицерско-преподавательского состава, персонально адресованных воздействиях со стороны преподавателей и воспитателей;

■               информационно-коммуникационный       компонент: коммуникационная сфера, средства коммуникации, взаимодействие с учреждениями, организациями, их представителями;

■               контрольно-оценочный: особенности управленческой культуры кадетского училища, особенности оценки и результатов кадетского образования.

Таким образом, образовательная среда представляет собой совокупность компонентов образовательного процесса, материальных факторов, межличностного взаимодействия между субъектами образовательных отношений и специально организованных педагогических условий быта и жизнедеятельности кадет.

Критерии и показатели результативности создаваемых условий образовательной среды кадетского училища. Основными из них являются сформированность следующих видов готовности кадет:

■               специальная профессиональная (военная) готовность;

■               нравственная готовность;

■               общекультурная готовность;

■               интеллектуальная готовность;

■               волевая (психологическая) готовность

       мотивационная готовность кадет на получение военной профессии.

Специальная профессиональная (военная) готовность — наличие у кадет специфических знаний, умений огневой и строевой подготовки, знание общевоинских уставов — в кадетских училищах формируется с использованием потенциала учебной дисциплины «Допризывная подготовка». В рамках изучения данной дисциплины кадеты проходят строевую, огневую подготовку, изучают историю и современность Вооружённых Сил Республики Беларусь, основные положения общевоинских уставов, порядок прохождения службы в Вооружённых Силах, резерве. Для приобретения опыта военной службы организовано проведение практических полевых сборов для кадет VIII и X классов (по окончании учебного года) как одного из видов профессиональной пробы, позволяющей формировать качества воина, будущего офицера — защитника Родины. Кадеты пробуют свои силы в оказании первой помощи пострадавшим, учатся действовать в экстремальных условиях.

Способность к выполнению учебно-боевых и боевых задач при прохождении военной службы предполагает изучение кадетами содержания профессиональной деятельности военного. Для этого с кадетами организуются диспуты «Нормы и правила обучения и проживания в кадетском училище», «Защита Родины — долг гражданина Республики Беларусь», час общения «Будущее нации в твоих руках», круглый стол «Уставы Вооружённых Сил Республики Беларусь — основной закон для военнослужащих», дебаты «Обязанности военнослужащего — норма жизни от кадета до генерала».

Одним из важнейших путей достижения результативности образования кадет является их разностороннее культурное и нравственное развитие. Общекультурная готовность — культура поведения, знание иностранного языка, компьютерная грамотность, умение танцевать, уважительное отношение к старшим, галантное отношение к дамам и др. — формируется в ходе реализации содержания программ факультативных занятий и программ дополнительного образования по этикету и музыке. В кадетских училищах проводятся литературно-музыкальные гостиные, интеллектуальные и этические игры, мероприятия творческой самодеятельности, балы.

Особую роль в становлении нравственной готовности кадет играют беседы проблемного характера: «Что бы я изменил в своём городе (стране)?», «Они сражались за Родину... А за что готов сражаться я?» (после изучения произведений о Великой Отечественной войне и встреч с ветеранами войны в Афганистане), уроки мужества, часы кадета на темы: «Человек в обществе», «Воинская служба — священный долг и почётная обязанность каждого гражданина Республики Беларусь», «История создания военной формы одежды», «Конституция Республики Беларусь о защите Отечества», «Высоко нести честь и достоинство кадета — нравственная обязанность каждого», реализация гражданско-патриотического проекта «Памяти героя верны» и др. В процессе патриотического воспитания у кадет формируются чувство верности долгу по защите Республики Беларусь, дисциплинированность и ответственность, стремление к службе в Вооружённых Силах Республики Беларусь.

Развитию интеллектуальной готовности кадет способствует участие в олимпиадах, конкурсах и конференциях, а также самообразование учащихся. В образовательной среде кадетского училища свою эффективность показало применение таких форм и методов учебной деятельности, как дискуссии, ролевые и деловые игры, конференции; разрешение моральных дилемм; интервью, метод проектов. Интеллектуальные игры, диспуты и другие активные методы, используемые педагогами и воспитателями кадетского училища, позволяют учащимся усваивать знания, дают возможность формировать у них компетенции и установки на ценность познавательной деятельности. Кадеты задействованы в олимпиадном движении, работе научного общества училища.

В рамках инновационной деятельности в учреждении образования также реализуется программы дополнительного образования детей и молодёжи по вольной борьбе, идёт учебно-тренировочный процесс по различным видам спорта (плавание, лёгкая атлетика, лыжи, тяжёлая атлетика) с целью формирования волевой (психологической) готовности кадет, их стойкости и выносливости. Значимыми элементами процесса формирования волевой готовности учащихся также выступают: специальный курс информационных мероприятий «Воинская дисциплина», занятия с учащимися «Я и дисциплина в училище», «Поддержание правопорядка в училище: как я это понимаю», «Авторитет кадета. Из чего он складывается?», «Идеал офицера. Каким ты его представляешь?», «Сущность воинской дисциплины. Обязанность кадета по соблюдению порядка в училище», факультативные занятия «ЗОЖ», ежегодный конкурс на лучший кадетский взвод.

Приобщение молодых людей к событиям и значимым явлениям общественно-политической жизни страны, города, района, учреждения образования, жизнедеятельности коллектива происходит и в процессе проведения часа кадета и информационных часов «ШАГ». Широко используется воспитательный потенциал таких учебных дисциплин, как «Обществоведение», «История Беларуси», «Русская литература», «Беларуская літаратура». В частности, на уроках литературы эффективен метод дискуссии на темы: «Согласны ли вы с автором (героем) произведения?», «Как бы вы поступили на месте героя?», «В чём актуальность произведения?», «Добро должно быть с кулаками?», «Кто он, Отечества достойный сын?» и др. Дискуссии организуются таким образом, чтобы учащиеся попробовали свои силы в различных ролях: ведущего, оппонента, консультанта, репортёра, эксперта. Применение диалоговых технологий способствует формированию коммуникативных компетенций кадет: навыков активного слушания, умений убедительно представлять свою точку зрения, грамотно формулировать вопросы, визуально представлять свои идеи.

Эффективность педагогических действий (обучения, воспитания и развития кадет) предполагает создание определённых пространственно-предметных, межличностных, социокультурных условий.

Уклад жизни, организованный в кадетском училище, — это свод правил и принципов поведения, деятельности, взаимоотношений педагогов и учащихся. В жизнедеятельности кадет приняты определённые ритуалы общения, характерные для военной среды.

Уклад жизни кадет включает в себя ежедневный утренний и вечерний осмотры, проведение утренней физической зарядки, вечерней прогулки, поверку, строевые тренировки. Учащиеся обязаны носить кадетскую форму одежды (парадную, полевую), что отражает их особую принадлежность к будущей профессии офицера.

Для каждого кадетского училища важным механизмом формирования волевой готовности учащихся является соблюдение распорядка дня. Нахождение кадета в определённом временном регламенте позволяет ему научиться ценить и соизмерять время, организовывать собственную деятельность в пределах выделенного промежутка времени, способствует формированию умения регулировать свои действия в течение дня. Соблюдение распорядка формирует у кадет навыки самоорганизации, воспитывает исполнительность, дисциплину и ответственность. Распорядок дня кадетского училища основан на санитарно-гигиенических нормах и направлен на создание таких условий образовательной среды, которые не нарушают ритма развития растущего организма, дисциплинируют и поддерживают оптимальный уровень физических и интеллектуальных нагрузок.

Основные учебные и воспитательные задачи реализуются в процессе самоуправления кадет. Так, участники образовательного процесса имеют отдельные статусы, роли и ролевые позиции. У учащихся установлены следующие кадетские звания: воспитанник, кадет, старший кадет, вице-сержант, старший вице-сержант. В рамках самоуправления — командиры отделений (по количеству отделений), один заместитель командира взвода (только во взводах, состоящих из двух или трёх отделений), член совета самоуправления (командир взвода). В кадетской среде, как нигде, развиты персональная ответственность каждого учащегося за успехи или неудачи коллектива, создаются условия взаимопомощи в решении проблемных вопросов.

Будучи объединёнными во взводы, кадеты находятся под постоянным педагогическим дисциплинарным воздействием воспитателей, командиров взводов. Воспитатели осуществляют постоянное педагогическое сопровождение кадетов, оказывают им адресную поддержку и помощь в жизнедеятельности и профессиональном самоопределении.

Особенностью общения и взаимодействия в условиях кадетского училища является его нормативная регламентация и необходимость выстраивания отношений и коммуникаций разного содержания и характера в различных ситуациях, что способствует становлению социального и личного опыта учащихся. Создание системы взаимоотношений в училище базируется на положениях устава и правилах поведения кадет. Соблюдение дисциплины и правил воинской вежливости непременно присутствует во всех компонентах жизнедеятельности кадет. Однако существует разница между дисциплиной как внешним соблюдением воинского порядка и дисциплиной как внутренним качеством человека, выражающимся в потребности действовать в интересах выполнения учебной и боевой задачи. Дисциплинированность — это высшее понимание необходимости поступать мужественно, стойко переносить тяготы военной службы, решительно действовать, как этого требуют конкретные условия. Знания, убеждения, привычки находятся в единстве, определяют дисциплинированное поведение воина.

Формирование дисциплинированности происходит в процессе взаимоотношений между начальниками и подчинёнными, старшими и младшими. Кадеты обязаны уважать руководителей, воспитателей, педагогов и других работников училища, точно и в срок выполнять их поручения и распоряжения в пределах их полномочий, касающихся образовательной и повседневной деятельности. Определён порядок обращения кадетов к старшему по званию и друг к другу, правила вежливости и выполнения воинской дисциплины при приветствиях.

Существующая в кадетском училище система положений, правил кадетской вежливости и дисциплины и её умелая реализация с развитым оценочным компонентом образовательной среды, в который входит перечень поощрений и взысканий кадет, способствует формированию их дисциплинированности.

Несмотря на строгость уставных отношений, большое внимание педагоги кадетского училища уделяют развитию эмоционально-волевой сферы учащихся: сочувствия, благодарности, гордости, доброты, чести, совести. Логически правильные аргументы могут оказаться недостаточными, если не затронуть чувства кадет.

Пространственно-предметная среда кадетского училища характеризуется сочетанием пространственно-предметного обеспечения образовательного процесса (пространство училища, включающее учебные кабинеты, спортивный комплекс, библиотеку, столовую и бытовые помещения, музейная комната) и специфических компонентов. Таковыми являются: корпуса для проживания, столовая для приёма пищи, специализированные учебные кабинеты (основ безопасности жизнедеятельности, предпрофессиональной военной подготовки и др.), тир и музей, специфическое обустройство территории кадетского училища, строевой плац. Спортивная база училища: тренажёрный зал, легкоатлетический манеж, тир — позволяет учащимся приобщаться к культуре здорового жизни, совершенствоваться физически.

Кадетские училища активно сотрудничают с Министерством образования, Министерством обороны, Министерством внутренних дел, Министерством по чрезвычайным ситуациям, Государственным пограничным комитетом, Комитетом государственной безопасности Республики Беларусь, Белорусским союзом суворовцев и кадет, Белорусским союзом офицеров и другими организациями и учреждениями. Немаловажно, что выпускники кадетского училища имеют право быть зачисленными без экзаменов в учреждения высшего образования Республики Беларусь военной и силовой направленности при условии, если отметки по предметам не ниже 7.

В системе управления образовательная среда кадетского училища характеризуется:

■               стилем взаимодействия и взаимоотношений внутри среды;

■               характером отношения к социальному опыту и его передаче;

■               степенью творческой активности участников образовательных отношений;

■               характером взаимодействия с внешней средой;

■               существенными связями, обеспечивающими эффективность формирования образовательной среды кадетского училища и являющимися закономерностями этого процесса.

Управление кадетским училищем осуществляется на основе структуры, и обеспечивающей его нормативной и информационно-методической базы (рис.2.) и позволяет достигать качественных результатов.

Рис. 2 Структура управления качеством кадетского образования

Одним из важных показателей результативности спроектированной образовательно-бытовой среды кадетского училища является мотивационная готовность кадет на получение военной профессии: с 49% до 91% к 11 классу динамика на 42%.

Таким образом, важными факторами достижения результативности кадетского образования является организация образовательной среды кадетских училищ с чётко регламентированной системой жизнедеятельности учащихся, строгим соблюдением ритуалов, полным выполнением всех основных требований внутреннего порядка, определяемых положениями и уставом учреждения образования и её управление. Проектирование и создание образовательной среды является важным фактором развития у кадет необходимых качеств и готовностей как в образовательной (воспитательной, учебной, внеучебной), так и в социально значимой деятельности

   
 

Разделы сайта