Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Гражданское воспитание обучающихся

       В гражданском воспитании обучающихся (кадет) на основе военных традиций армии и силовых структур приоритеты воспитания в государственном учреждении образования "Минское городское кадетское училище" -
это целенаправленное и активное содействие личностному становлению гражданина и патриота своей страны, имеющего активную гражданскую позицию, готового к выполнению конституционной обязанности по защите Родины, уважения к защитнику Отечества, воину на примере подвигов белорусского народа.

       Реализация поставленной проблемы в системе образования МГКУ -многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность, направленная на выполнение конкретных задач, основными из которых являются:

  1.        привитие глубокого уважения к национальному наследию, традициям, обычаям, культуре Беларуси;
  2.        воспитание уважения к Вооруженным Силам Республики Беларусь и защитнику Отечества, основанного на примерах героической истории белорусского народа;
  3.        формирование у учащихся морально-психологической и физической готовности к выполнению ими конституционной обязанности по защите Республики Беларусь.

       В государственном учреждении образования "Минское городское кадетское училище" созданы условия для организационного, информационного, научного и методического обеспечения гражданского и патриотического воспитания молодежи.

       Работа по воспитанию гражданина, патриота своей Родины, формированию в сознании молодежи уважения к культурно-историческому наследию своего народа является более эффективной при использовании акций патриотической направленности, которые постоянно проводятся в МГКУ.

       Из всех конституционных обязанностей граждан Беларуси лишь одна определена как священная - это защита Республики Беларусь. Чтобы выполнять воинский долг осознанно и достойно, будучи не только солдатом, но и офицером, надо иметь представление об армии, быть морально, психологически и физически готовым к предстоящей военной службе и, если понадобится, к вооружённой защите Отечества.

       Средствами учебного предмета «Допризывная подготовка», внеклассной военно-спортивной работы у юношей формируется физическая готовность к военной службе, чувства гражданственности и патриотизма, коллективизма и товарищества, гуманности и основ культуры взаимоотношений, они получают знания и умения, необходимые для осознанного выбора профессии военного. Кадетам 8 - 11 классов нашего учреждения образования преподается учебный предмет «Допризывная и медицинская подготовка», включающий в себя получение знаний об основах военного дела, представления о героизме и мужестве белорусского народа в деле защиты Отечества, знание конституционной обязанности граждан по защите Республики Беларусь; формирование умений и навыков применения знаний по допризывной и медицинской подготовке на практике.

       В МГКУ организована работа объединений по интересам военно-патриотического профиля, факультативов «Школа защитника Отечества», «Психологические основы выбора военной профессии», «Физическая подготовка будущего защитника Отечества», «Вялікая Айчынная вайна савецкага народа (у кантэксце другой Сусветнай вайны)», научных обществ учащихся.

       В ходе занятий кадеты не только осваивают более глубоко вопросы военной подготовки, но и работают индивидуально и коллективно по проектам и рефератам военно-патриотической направленности.

     С целью повышения качества допризывной подготовки, повышения эффективности военно-патриотического воспитания и проведения профессиональной ориентации учащихся в учреждениях образования страны налажено активное взаимодействие с воинскими частями и подразделениями Вооруженных   Сил   Республики   Беларусь   и   военными   учебными заведениями.

       С учащимися учреждений образования в течении года проводятся профориентационные встречи с курсантами Военной академии Республики Беларусь, Академии Министерства внутренних дел, представителями военных учебных заведений и военных вузов. Проводятся экскурсии в воинские части, встречи с представителями военкоматов, воинами-интернационалистами, военнослужащими, круглые столы, уроки мужества, конкурсы военно-патриотической песни, часы информирования «К защите Отечества готов!», «Защитник Отечества звучит гордо», «Профессия - военный»; реализовываются проекты

  1.        «Герои в нашей памяти»,http://mgku.minsk.edu.by/ru/main.aspx?guid=44911
  2.        «Землянка»https://dp.mgku2.minskedu.gov.by/партизанский-отряд/землянка

       Эффективности военно-патриотического воспитания учащихся способствуют организуемые в учреждениях образования оборонно-спортивные лагеря для учащихся при воинских частях, соревнования по военно-прикладным видам спорта и физической подготовке (военно-спортивные игры «Зарница», участие в республиканской спартакиаде среди допризывной и призывной молодежи по летнему и зимнему многоборью комплекса «Защитник Отечества», празднования Дня Вооруженных Сил с участием военнослужащих, ветеранов войны и труда.

       Несомненно, одна из главных ролей в патриотическом воспитании обучающихся принадлежит музеям. Музей выступает особой образовательной средой, которая формирует у обучающихся интерес к познанию истории и культуры малой родины, региона и страны, развивает способность наблюдать, систематизировать, классифицировать полученную информацию в процессе музейной работы. Музей является значимым социальным институтом, способствующим развитию и социализации личности обучающихся.

       История и традиции кадетского образования насчитывает более 300 лет. Воспитанники кадетских военно-учебных заведений всегда были цветом нации, дали всему миру выдающихся полководцев, ярких представителей науки и культуры, государственных деятелей.

       Основной целью такого образования является создание условий для интеллектуального, нравственного, творческого и физического развития личности кадетов, формирование у них готовности к самостоятельному жизненному выбору, трудовой деятельности и продолжению образования; воспитание достойного гражданина и патриота Республики Беларусь.

       Одним из таких военно-учебных заведений является Минское городское кадетское училище.

       Воспитанники нашего кадетского заведения приглашаются ежегодно с1июня на 3 недели войсковой частью 1463 органов пограничной службы в организованный лагерь. В лагере «Кадет» находится 100% учащихся 8 и 10-х классов. С кадетами проводятся занятия по допризывной подготовке и воспитательные мероприятия патриотической направленности офицерами пограничной службы. В течение восемнадцати дней кадеты живут по распорядку дня, получают практические знания, умения, навыки в организации службы войск, быта военнослужащих, боевой подготовки солдата, практическому владению оружием, ведению боя, моральной и физической закалки. Военнослужащие группы материального обеспечения органов пограничной службы принимают активное участие в военном- патриотическом воспитании молодежи, оказывает огромное влияние на формирование у молодежи чувства верности, любви и преданности своей родине. Кадеты знакомятся с работой подразделений войсковой части, узнают, как решаются задачи для выполнения обеспечения охраны Государственной границы Республики Беларусь. Лагерь позволяет сформировать образное пространство, объединив в единый комплекс образовательный и оздоровительный процессы. Также лагерь призван к активному и организационному отдыху. Много внимания уделяется пропаганде здорового образа жизни. Основным направлением является воспитание подрастающего поколения в патриотическом духе.

       Мы направлялись в профильный военно-патриотический лагерь «Кадет» в предвкушении новых впечатлений. Все началось с того, что нас разместили в казарме, ознакомили с режимом дня, с территорией учебного центра. Нам рассказали о программе предстоящего учебно-методического сбора. А она была очень насыщена: это не только занятия по военному делу, но и множество физкультурно-оздоровительных, спортивных мероприятий, а также большая культурно-досуговая программа. Смена предстояла захватывающая.

              Каждое утро в шесть утра у нас был подъем и интенсивная утренняя зарядка. Зарядка была интересная, т.к. комплексы упражнений были всегда разные. Затем нас ожидал вкусный завтрак в солдатской столовой. Про питание хочется сказать отдельно. Кормили нас четыре раза день. Еда была не только разнообразная и сытная, но и очень вкусная. А после завтрака мы приступали к занятиям, на которых нас обучали всем тонкостям пограничной службы. К каждому взводу кадет был закреплен куратор – курсант. Надо сказать, что курсанты были отлично подготовлены. Мы восхищались и по- доброму завидовали не только их навыкам и уровню знаний, но и их физической подготовке.

              Каждый день мы изучали и осваивали что - то новое. Особенно запомнились практические занятия по использованию средств индивидуальной защиты. Усвоили надевание, снятие и порядок укладки общевойскового защитного костюма (ОЗК), снятие и надевание противогаза. Кадеты изучали виды стрелкового оружия, а также у нас состоялся полевой выход на полигон, где мы освоили основы огневой подготовки, ознакомились с содержимым командирского ящика.

              Сам учебный центр оснащен всем необходимым - это как настоящая пограничная застава с вышками, пограничной полосой и проволокой. Есть у центра и свой спортгородок, где проходили наши эстафеты и соревнования, и футбольное поле, где в духе спортивных сражений мы играли дружеские матчи между взводами. День за днем пролетали очень быстро. На себе испытали мы и тяготы армейской службы, когда ночью по очереди стояли в суточном наряде. Во время лагерной смены было много культурных мероприятий

       Такое воспитание – это одно из основных направлений воспитательного процесса, которое строится на бережном отношении к историческому и культурному наследию Беларуси, воспитанию патриотов, граждан, любящих свою Родину.

       В основу организации воспитательного процесса в кадетском училище положены следующие идеи:

       - формирования гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей;

       - а также формирования у кадет профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества. Следовательно, педагог кадетского училища должен выступать в двух ролях – преподавателя и воспитателя, а само училище является местом, где ребята не только получают определённые знания, умения и навыки, но и формируют своё мировоззрение, укрепляют нравственный стержень. Стоит отметить, что в МГКУ доминирующую роль играет патриотическое воспитание.

       Учащиеся собирают материал к сочинениям о своей малой родине, о своих предках (акция «Беларусь помнит»), учатся излагать свою точку зрения на такие общечеловеческие понятия, как «сострадание», «совесть», «память», «порядочность» и т.п. Обсуждения с кадетами проблем чести, ответственности воспитывают лучшие качества человека.

       Написание учащимися статей и публикация их в газете «Белорусское кадетство» также немало способствует формированию патриотических качеств. Кадеты отражают в данных статьях значительные спортивные соревнования, воспитательные мероприятия, победы на различных конкурсах и т.п. Ребятами написаны такие статьи, как «Эстафета памяти», «О спорт, ты – мир», «Зарница», «На верность Родине», «К учёбе готов?» и другие.

       Воспитание гражданственности и патриотизма рассматривается нами не только как любовь к своей стране, но и к своему родному городу.

       Главной задачей воспитания патриотизма и гражданственности является процесс становления в каждом кадете Человека.

       Таким образом, патриотическое воспитание в XXI веке является актуальной задачей образования.

       Особое место в системе патриотического воспитания отводится соблюдению воинских ритуалов. Торжественные мероприятия сопровождаются выносом флага и знамени училища.

       Одно из самых ярких традиционных мероприятий — это церемония посвящения в кадеты. На плацу воспитанники училища произносят слова Торжественной клятвы. Погоны им вручают ветераны, представители силовых ведомств. После этого в общий строй они встают уже кадетами. Традиционно проходит ритуал окропления святой водой. И кадетское училище проходит торжественным маршем. Кодекс чести для кадета служит воспитание в себе лучших человеческих качеств: честности, верности, образцовых поведения и учебы, отстаивания чести училища, желания жить, творить, работать во славу Родины.

       Выпускники кадетского училища выполняют торжественный ритуал прощания со знаменем, и им вручается значок «Выпускник Минского городского кадетского училища».

       Под эгидой Союзного государства ежегодно реализовывается ряд значимых проектов для кадет России и Беларуси.

       В рамках мероприятий по военно-патриотическому воспитанию молодежи Союзного государства наши ребята приняли участие в туристическом маршруте по местам сражений войны 1812 года (2012 год) В 2014 году в составе Белорусской делегации кадеты посетили Сербию с целью возвращения воссозданной копии (с фрагментами оригинала) знамени Полоцкого кадетского корпуса образца 1844 года. В 2015 году стали участниками парада на Поклонной горе. В 2018 - участники VII Международного слёта кадет России и Ближнего Зарубежья «Кадетское содружество», который проходил в Санкт-Петербурге.

       Каждое лето Черноморское побережье традиционно принимает на отдых ребят из суворовских и кадетских училищ Беларуси и России. А каждый год в сентябре в Национальном образовательно-оздоровительном центре "Зубренок" проходит гражданско-патриотическая кадетская смена учащихся Беларуси и России "За честь Отчизны", посвященная празднованию Дня Союзного государства. Основная цель данных мероприятий — укрепление дружбы между кадетами и суворовцами Беларуси и России.

       Большое внимание военно–патриотическому воспитанию молодежи уделяет Республиканское общественное объединение «Белорусский союз суворовцев и кадет». Члены организации стремятся как можно чаще устраивать тематические вечера, встречи с интересными людьми, другие мероприятия.

       Кадетский республиканский новогодний бал— традиционное мероприятие. В 2018 году белорусским кадетам посчастливилось стать участниками Международного Кремлёвского бала и Республиканского балу во дворце Независимости с участием Президента Республики Беларусь.

       Любая награда всегда была и остается важным элементом поощрения и знаком проявления степени благодарности. Общественные медали и знаки, учрежденные Белорусским союзом суворовцев и кадет - это не только попытка увековечить важные и значимые события и юбилеи. Это возможность показать, что добросовестное выполнение обязанностей и гражданского долга никогда не останутся без внимания. Каждый кадет мечтает заслужить медаль «За службу Родине с детства». Чтобы получить ее он должен стать примером подражания для других кадет и гордостью родителей и педагогов.

       Гражданско-патриотическое воспитание является основополагающим направлением в воспитательной системе кадетского училища.

       Важнейшее значение для достижения желаемого результата имеет создание воспитывающей среды училища, основанной на сочетании лучших традиций армии, кадетских учреждений и современных воспитательных технологий. Условия, в которые попадает подросток, – соблюдение распорядка дня, организация быта, обучения, досуга, стиль общения между кадетами-сверстниками, между кадетами и взрослыми – должны стать воспитывающими.

       Кадет обязан знать, понимать и принимать условности, принятые в училище: ношение формы, использование в повседневном общении специальных должностей и званий, необходимость соблюдения субординации, воинских ритуалов, беспрекословное подчинение требованиям и распоряжениям. Подросток вовлекается в игру с определенными правилами, которые затем должны стать для него нормой поведения.

       Главная цель кадетского образования — дать кадетам определенное воспитание, сформировать систему ценностей, выпустить с лидерскими устремлениями граждан для служения Отчизне. Можно смело утверждать, что годы учения в кадетском училище — это настоящая школа личностного роста.

       Духовно-нравственное воспитание во внеучебной деятельности осуществляется, прежде всего, через организацию работы волонтерского отряда. Отряд волонтеров реализует социальный проект, который предусматривает взаимодействие между поколениями учащихся училища и пожилыми людьми, ветеранами, а также детьми, воспитывающихся в детских домах по разработанному плану в форме совместных творческих, познавательных и досуговых мероприятий. В рамках проекта «Книга Памяти» учащиеся изучают архивные документы своей семьи о родственниках – участниках Великой Отечественной войны, участвуют в акции «Беларусь помнит!». Постоянно обновляют информацию на стенде «В строю всегда, в памяти навеки», ухаживают за памятниками военной истории.

        Историко-краеведческое направление реализуется в ходе экскурсий по местам боевой славы, посещении музеев и социокультурных учреждений города, исследований кадет при разработке конкурсных творческих работ «Мясціны майго дзяцінства» в рамках республиканского гражданско-патриотического проекта «Збяры Беларусь у сваім сэрцы», республиканского конкурса исследовательских работ «Малая радзіма вялікіх людзей» в рамках республиканской акции “Я гэты край радзімаю заву”, номинация "Постаці слаўныя краю майго", участие в олимпиаде «Патриот» и многих других мероприятиях.

        Культурно-патриотическое направление характеризуется такими формами работы с учащимися, как мероприятия, посвященные празднованию Дня города, 75-й годовщине победы в Великой Отечественной войне, мероприятия, посвящённые памятным датам героической истории республики (встречи с ветеранами, поздравительные акции, театрализованные представления, часы общения), творческие конкурсы и проекты патриотического содержания, концерты учащихся, посвященные Дню учителя, Международному женскому дню, Дню защитника Отечества, Новому году

       Важное значение для образовательного процесса имеет директор кадетского училища. Речь в данном случае идет не столько об управлении деятельностью учреждения (хотя это важнейший аспект работы), сколько об особой воспитательной роли руководителя. Директор — это последняя инстанция, высшая власть, непререкаемый авторитет.

       Безусловно, управление военным учебным заведением должен осуществлять только кадровый офицер или офицер запаса       

Поступление выпускников 2020 года

      

Общее количество выпускников

46

Из них поступили в учреждения высшего и среднего специального образования системы национальной безопасности

ВСЕГО

38

В том числе:
Военная Академия Республики Беларусь

13

Академия МВД Республики Беларусь

8

Белорусская государственная академия авиации

1

Институт пограничной службы Республики Беларусь

6

Университет гражданской защиты Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь

6

Военные факультеты учреждений высшего образования Минобразования Республики Беларусь:

Университет информатики и радиоэлектроники

1

БНТУ

1

Военные учреждения высшего образования Российской Федерации (с указанием наименования учреждения)

Калининград

2

Иные учреждения высшего образования

БИП
Академия авиации (Гражданская)
БГУ – меж. право

3

Академия авиации (Гражданская)

1

Служба в Вооруженных силах и иных воинских формированиях

Служба в УВД, полк ППС

1

 

№ п/п

Критерий

Показатель

1

Всего выпускников:

46 чел.

Процент выпускников учреждения образования, поступивших в учреждения высшего образования структур, обеспечивающих национальную безопасность

38 чел./

       83%

2

Общий процент выпускников учреждения образования, поступивших в учреждения высшего и среднего специального образования (с учетом показателей критерия 1)

44 чел./96%

 

 

Разделы сайта