Актуальность. Национальная система образования Республики Беларусь направлена на активное содействие личностному становлению профессионала-труженика, гражданина и патриота своей страны. Указом Президента Республики Беларусь № 54 от 28 января 2010 года утверждено положение «О кадетском училище», где в качестве одной из важнейших задач образовательного процесса названо воспитание учащихся. В настоящее время актуализировалась проблема формирования гражданской компетентности учащихся в образовательном пространстве кадетского училища. Гражданское и патриотическое воспитание являются важнейшими задачами и направлениями воспитания в Республике Беларусь.
В этой связи возникла необходимость внедрения в образовательное пространство кадетского училища модели гражданской компетентности учащихся, способствующей созданию образовательной системы, направленной на выработку гражданско-патриотических, духовно-нравственных качеств учащихся, подготовку их к осознанному выбору профессии, служению Отечеству на военном и гражданском поприще.
Актуальность проекта определяется: социальным заказом общества на нравственную самостоятельную личность защитника Отечества; потребностью в разработке эффективных подходов к формированию гражданской компетентности учащихся в образовательном пространстве кадетского училища и является значимой для развития образовательной практики в современных условиях, обеспечения устойчивого политического, социально-экономического развития и национальной безопасности белорусского государства. Создавшаяся проблемная ситуация связана с тем, что в современных условиях рыночных отношений все меньше молодежи стремится посвятить свою жизнь бескорыстному служению Отечеству. При этом именно кадетские училища призваны обеспечить условия для подготовки граждан к службе в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь, Следственном комитете, органах внутренних дел, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям. Однако, учитывая, что кадетские училища относительно новые образовательные структуры, учреждения образования столкнулись с проблемой отсутствия моделей гражданской компетентности для кадетских училищ. Проблема инновации: каковы педагогические условия формирования гражданственности у учащихся кадетского училища согласно его социально-содержательной и структурно - интегральной характеристике как личностного феномена? Актуальность заключается и в том, что, понимая особенности формирования молодого поколения, мы можем и должны переосмыслить содержание деятельности кадетского училища, выработать новые формы и методы воздействия на ценностно-патриотическое сознание подрастающего поколения. Вместе с тем необходимо отметить, что вопросам формирования ценностно-патриотических ориентаций учащихся кадетских училищ в педагогической литературе уделено недостаточно внимания.Актуальность ценностно-патриотической проблематики в современных условиях и обусловила тему инновационного проекта: «Внедрение модели гражданской компетентности учащихся в образовательном пространстве кадетского училища».
Цель инновационной деятельности: создание условий для формирования гражданской компетентности учащихся кадетского училищав образовательном процессе учреждения образования
Задачи:
1.Выявить особенности организации гражданско-патриотического и военно-патриотического воспитания в образовательном пространстве кадетского училища и воспитательный потенциал учебных предметов социокультурного, гуманитарного, естественнонаучного циклов, предмета «Допризывная подготовка»;
2.Включить в образовательную деятельность кадетского училища комплекс форм и методов, ориентированных на приобретение учащимися гражданского опыта, умений и навыков защитника Отечества, развития у них качеств гражданина и патриота, ответственности перед обществом за судьбу Отечества, потребности в упорном труде во имя его процветания.
3.Повысить компетентность педагогических кадров – участников инновационной деятельности – в вопросах формирования гражданской компетентности кадет.
4.Определить эффективность внедрения разработанной модели гражданской компетентности учащихся кадетского училища в процессе обобщения результатов инновационной деятельности.
5.Обобщить результаты инновационной деятельности и на этой основе разработать методические рекомендации по внедрению модели гражданской компетентности учащихся в образовательную практику Республики Беларусь.
Основная идея инновационного проекта состоит в организации образовательного процесса в кадетском училище на основе компетентностного подхода. Сущность - в приобретении учащимися кадетских училищ гражданских компетенций, необходимых для становления гражданина и патриота в процессе реализации системы военно-патриотического воспитания учащихся, отвечающей современным реалиям жизни страны. Цель будет реализована успешно если:
-в содержание образования включить систему педагогических, правовых, психологических, социально-политических знаний, способствующих формированию человека - гражданина демократического общества и правового государства;
- образовательный процесс будет реализован через целенаправленную, скоординированную работу всех заинтересованных лиц, которые призваны обеспечить формирование специальных гражданских и военно-патриотических способностей подрастающего поколения к реализации защитных функций в армейской среде на Благо нашей Республики;
- будет целенаправленно осуществляться патриотическое воспитание и обучение в процессе интеграции учебного материала из разных дисциплин, формирующих систему знаний о патриотизме и представлений об истинных и ложных общечеловеческих ценностях, отражающихся на их поведении и отношении к миру;
- будет организован процесс усиления физической подготовки (за счет строевой подготовки, плановых внеклассных и внеучилищных занятий, интенсивного участия в соревнованиях всех типов и уровней).
Гражданские компетенции относятся к ключевым компетенциям личности выпускника кадетского училища.
Гражданская компетентность складывается из компонентов или блоков:
- мотивационный – готовность к проявлению компетентности;
- знаниевый (когнитивный) – владение знанием предметного содержания компетентности. Когнитивный блок связан со знаниями и способами их получения. Он требует от гражданина наличия определенных умений и навыков по приобретению знаний, овладения приёмами и способами работы с информацией. Предполагает, что учащиеся обретут знания:
- правовые, политические, морально-этические;
- основы знаний в области социальной экологии;
- основы философских знаний, экономические, основы знаний о социальной сфере общества;
- основы культурных и исторических достижений Беларуси и мировой цивилизации, истории и культуры родного края;
- поведенческий или процессуально-деятельностный – опыт проявления компетентности в разных ситуациях: гражданин должен овладеть компетенцией социального выбора, социального действия, коммуникативными навыками, критическим мышлением. Для этого необходимо умение вести дискуссию, полемику, вступать в диалог, определять и аргументировать свою позицию и т.д. Процессуально-деятельностный блок направлен на формирование таких умений и навыков, которые бы позволяли:
- критически мыслить, анализировать получаемую информацию из многих источников;
- понимать социальные проблемы, сущность явлений, происходящих в обществе;
- принимать обоснованные решения, брать на себя ответственность за их реализацию;
- реализовать индивидуальные и общественные права и обязанности;
- устанавливать конструктивные отношения с людьми, уметь работать в группе: выражать и отстаивать свое мнение, слушать другого человека;
проявлять готовность к разумному компромиссу, проявлению навыков толерантного поведения;
- ценностно-смысловой (аксиологический) – отношение к содержанию компетентности и объекту ее приложения, выступающий и как мотивационный блок (мотивы, интересы, направленность на профессию -Родину защищать, и профессиональное самосовершенствование, принятие гуманистических и культурных ценностей). Аксиологический компонент предполагает наличие у человека таких ценностей, как Любовь к Родине, гуманизм, патриотизм, свобода, общественное благо, уважение прав и свобод человека, национальных традиций и культур, общечеловеческих ценностей. Направлен на формирование следующих ценностей:
- любовь к Родине
- гуманность, нравственная определенность личностных ориентиров;
- уважение прав и свобод, человеческого достоинства;
- уважение законов страны, правил и норм современной демократии;
- справедливость, равенство людей перед законом, забота об общественном благе;
- патриотизм, бережное отношение к национальным традициям и культурным ценностям Беларуси;
- признание общечеловеческих ценностей при политическом многообразии;
-эмоционально-волевой (регуляция и саморегуляция процесса и результата проявления компетентности). Включает в себя такие характеристики личности как чувство долга, ответственность, самооценка, креативность, рефлексия, толерантность, способность ориентироваться в потоке информации, выраженная личная активность, позитивное отношение к выполнению гражданского долга и т.д. совокупность способностей, позволяющих активно, ответственно и эффективно реализовывать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе.
Основой формирования гражданской компетентности учащихся кадетского училища является реализация воспитательного потенциала учебных предметов и внеучебной деятельности по гражданскому и военно-патриотическому воспитанию.
Реализация компетентностного подхода возможна при условии радикального изменения понимания результативности образовательного процесса; формирования новых представлений о целях и задачах, содержании, методах и формах воспитательной работы в учреждениях общего среднего образования.
Новизна состоит во внедрении модели формирования гражданской компетентности учащихся в образовательном пространстве кадетского училища, сущность которой состоит:
в создании системы гражданского и военно-патриотического воспитания учащихся, отвечающей современным реалиям жизни страны;
в конкретизации видов, форм, методов и средств работы с учащимися, определение механизмов формирования и развития у учащихся гражданских компетенций, необходимых для становления гражданина и патриота, формирования специальных военно-патриотических способностей подрастающего поколения к реализации защитных функций в армейской среде на Благо нашей Республики;
в овладении учителями и воспитателями необходимыми знаниями и социально-педагогической культурой, сформированными в процессе профессиональной деятельности в кадетском училище;
в разработке критериального аппарата оценки эффективности военно-патриотической работы в кадетских училищах;
в осуществлении мероприятий по преобразованию начальной военной подготовки учащихся и в организации взаимодействия кадетских училищ, воинских частей, общественных объединений и организаций, религиозных объединений на научной основе.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап (март-июнь 2016 г.)
• Изучение нормативных документов об инновационной деятельности в учреждениях образования РБ.
• Разработка программы инновационной деятельности.
• Кадровое обеспечение инновационного проекта. Формирование целевых творческих групп.
• Информационно-просветительская работа с учащимися и родителями.
Проектировочный этап (август – сентябрь 2016 г.)
• Уточнение программы инновационной деятельности.
• Согласование индивидуальных планов.
• Согласование программы инновационной деятельности с программой развития и годовым планом работы учреждения образования.
• Распределение функциональных обязанностей между участниками экспериментальной команды.
• Обеспечение участников инновационной деятельности научно-методическим, дидактическим материалом.
• Корректировка задач деятельности и ожидаемого результата, конкретизация средств и способов реализации, критериев и показателей эффективности инновационной деятельности.
• Методическая подготовка учителей к апробации проекта.
• Составление плана-графика повышения квалификации всех участников проекта.
• Оказание психолого-педагогической поддержки участникам инновационного проекта.
• Проведение маркетинговых исследований с целью выявления социальных ожиданий местного сообщества к инновационной деятельности школы.
• Привлечение родителей к совместной работе по организации инновационной деятельности.
Практический этап (октябрь 2016 г.– март 2021 г.)
• Организация работы по выполнению всех планов инновационной деятельности.
• Ведение участниками инновационного процесса педагогических дневников.
• Соотношение результатов деятельности с целями и задачами. Коррекция. Регулирование процесса.
• Организация методической работы (проведение семинаров, инструктивно-методических и коррекционно-инструктивных совещаний, творческих групп учителей экспериментальных классов).
• Проведение консультаций, оказание методической и психолого-педагогической помощи.
• Организация обмена педагогическим опытом .
• Исследование наиболее эффективных приемов и механизмов организации инновационной деятельности.
• Систематическая учеба и самообразование по теме экспериментальной деятельности.
• Фиксация исходного состояния инновации.
• Проведение диагностических срезов.
• Текущий анализ деятельности и выявление наиболее эффективных форм и способов ее осуществления.
• Подготовка информационных материалов о количественных и качественных результатах инновационной деятельности.
• Систематическое отслеживание процесса внедрения модели, приемов, методик, механизмов, информационных потоков, анализ промежуточных результатов.
• Осуществление контроля ведения обязательной документации.
• Налаживание социальных и общественных связей.
• Выработка механизмов стимулирования участников проекта.
• Подготовка промежуточных и итоговых отчетов (справок) по результатам реализации инновационного проекта.
• Оценка новизны, эффективности апробации модели.
• Участие в научно-практических семинарах и конференциях по обмену опытом.
• Контроль за ходом и результатами инновационной деятельности.
Обобщающий этап (март ежегодно – май 2021 г.)
• Систематизация, анализ и обобщение результатов инновационной деятельности в соответствии с критериями и показателями её эффективности.
• Составление отчётов участниками инновационного проекта.
• Обработка данных, анализ всех результатов, соотнесение результатов с поставленной целью и задачами.
• Представление руководителю и консультантам инновационного проекта информационных материалов о количественных и качественных результатах инновационной деятельности материалов инновационной деятельности (дневники, работы учащихся, анкеты и др.).
• Презентация результатов. Рефлексия проделанной работы.
• Оформление и представление справки (отчёта) по результатам реализации инновационного проекта.
• Методическое оформление опыта и результатов инновационной деятельности.
• Разработка методических рекомендаций.
Модель формирования гражданской компетентности учащихся в образовательном пространстве кадетского училища
представляет педагогическую систему, включающую объект-субъект-субъектное целеполагание, иерархию структурных компонентов, их уровневые критерии и показатели, взаимосвязь социально и профессионально-проективных принципов, гуманитарное содержание, эффективные формы и методы его реализации и прогнозируемый результат. Данная модель реализуется в контексте основных задач профессиональной подготовки будущих защитников Отечества, а ее ведущими механизмами выступают: самоидентификация с идеалом человека - гражданина, социально - ролевая готовность учащихся к осуществлению гражданского долга, соуправление и самоуправление как метод самокоррекции в общественно значимой деятельности.
Целевой блок призван сформировать ценностное отношение участников инновационного проекта к служению Отечеству, к такому виду образовательной практической деятельности, как военная подготовка учащихся к военной службе, усвоение ценностно-патриотических понятий учащимися кадетских училищ, их физическая подготовка. Он предполагает систему научно-методической подготовки учителей-инноваторов, раскрывающую функции образовательного процесса кадетского училища в становлении учащегося как субъекта ценностно-патриотических ориентаций.
Гносеологический блок обеспечивает
погружение в теоретические основы организуемого процесса. Ключевыми теориями становятся: психологические теории личности, закономерности ее социализации (В.Н. Гуров, А.В. Мудрик, А.Б. Орлов, А.В. Петровский, Е.Н. Шиянов), концепция междисциплинарной интеграции (B.C. Безрукова, В.П. Беспалько, Ю.С. Тюнников, И.П. Яковлев), концепция средового подхода к обеспечению целостности педагогического процесса (В.Н. Бочарова, В.Н. Гуров, Р.Г. Гурова, Л.Я. Рубина), организации гражданского воспитания подрастающего поколения (О.С. Газман, А.И. Кочетов, В.А. Караковский, Л.И. Маленкова, О.В. Крючкова, М.И. Шилова, О.А. Хаткевич ), теоретические разработки в области педагогических технологий ( В.П. Беспалько, Г.К. Селевко, Н.А. Савотина, Л.Б. Соколова, Е.Н. Степанов, Н.Е.Щуркова), идеи по проблеме социализации молодежи (И.Д. Никандров, А.Ф. Никитин, С.А. Шмаков, Г.А. Чередниченко, Л.М. Фридман); теоретические основы педагогического проектирования (В.П. Беспалько, И.И. Ильясов, Ю.С. Тюнников). В основу теоретических разработок положен компетентностный подход. Компетентностный подход рассматривается некоторыми авторами как новая образовательная парадигма (И.А. Зимняя, А.А. Вербицкий).
Проектировочный блок предполагает работу с учащимися кадетского училища, с педагогами гуманитарного, естестественно-математического цикла, с воспитателями и педагогами дополнительного образования:
проектирование педагогических путей совершенствования подготовки молодежи к военной службе в условиях кадетского училища;
разработку методического обеспечения военно-патриотического воспитания, развития военно-патриотических способностей;
разработку критериев и показателей эффективности инновационной деятельности;
разработку методического обеспечения трансляции учащимся гражданских компетенций;
разработку и экспертизу участниками инновационного проекта тематики творческих работ педагогического коллектива;
разработку критериев и показателей эффективности инновационной деятельности;
создание методик поэтапного проведения мониторинга уровня развития гражданской компетентности учащихся.
Процессуально-содержательный блок предполагает организацию комплекса специфической деятельности учащихся:
развитие сознания (мотивации к военной подготовке, к приобретению знаний, навыков, умений; интерес к учебным занятиям; стремление к самообразованию, к патриотическим мероприятиям);
организации деятельности по военной подготовке учащихся к военной службе; строевая подготовка; участие представителей военных и общественных организаций в проведении занятий;
оценочная деятельность (оценивание полученного результата, коллективного взаимодействия, готовности к службе в рядах Вооруженных сил, поступление учащихся кадетских училищ в высшие военные и силовые учебные заведения);
рефлексивная деятельность (самооценивание).
Технологический блок включает комплекс технологических средств (принципов, условий и методов организации деятельности).
Принципы:
- Любовь к Родине и её культуре, уважение к национальным традициям и обычаям. Единство сфер культурного и образовательного пространства. Защита и развитие национальной культуры, культурных традиций народа Беларуси.
- Гуманистический характер образовательного процесса, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, семье.
- Адаптивность образовательного процесса к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся кадетских училищ.
- Демократический характер управления образовательным процессом на основе научного мышления, диалогового педагогического взаимодействия.
Условия:
обеспечение интеграции гуманитарного, общественного, правового и психолого-педагогического знания в содержании образовательного процесса кадетского училища;
ориентация преподавателей кадетского училища на педагогическую модель процесса формирования гражданственности у учащихся кадетского училища;
мотивация гражданского, правового, общественно-политического самовоспитания;
включение в образовательный процесс кадетского училища педагогических технологий подготовки учащихся как граждан демократического общества и правового государства;
реализация субъектной гражданской позиции у учащейся молодежи через групповую и индивидуальную общественно-политическую деятельность и волонтерское движение;
культура педагогического оценивания;
организация взаимодействия учреждений образования с военными ведомствами и общественными организациями (материальный взаимообмен - оказание всесторонней материально-технической помощи, информационный взаимообмен - доведение информации, касающейся подготовки молодежи к военной службе, взаимный обмен сведениями об учащихся)
связь обучения с военно-патриотическим воспитанием.
Методы исследования:
Теоретические - анализ литературы по теме инновационного проекта;
изучение нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности на третьей ступени общего среднего образования;
проектирование, анализ, сравнение, классификация, систематизация, обобщение;
эмпирические - наблюдение, опрос, интервьюирование;
диагностические - анкетирование, тестирование, анализ продуктов учебной деятельности, обобщение независимых характеристик, педагогическое наблюдение, ранжирование, беседа, анкетирование, изучение результатов учебной образовательной деятельности, экспертная оценка;
методы математической статистики для оценки достоверности полученных результатов;
Методы организации деятельности: убеждение, подражание, упражнение, дебаты и дискуссии, ролевые игры, социальные проекты, коллективное решение творческих задач приучение, стимулирование и контроль.
Формы организации работы педагогического коллектива:
собеседование;
круглый стол;
семинары;
тренинги;
постоянно действующий семинар «Условия и методы формирования гражданской компетентности учащихся кадетского училища»;
мастер-класс;
заседания методических формирований различного уровня;
открытые учебные занятия;
открытые воспитательные мероприятия;
методические выставки и др.
Формы организации деятельности учащихся:
молодежное движение,
социально-политические клубы,
волонтерские акции, инициирующие гражданские действия учащихся,
факультативные занятия
месячники и дни патриотической работы;
Вахты памяти;
кадетские смены;
поисковая деятельность;
КТД;
кадетское самоуправление;
военно-спортивные игры;
мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины;
взаимодействие с воинскими частями и силовыми структурами;
обращение к государственной символике;
краеведческая деятельность;
социальные акции;
конкурсы;
слеты;
полевые сборы и др.
Итогово-аналитический блок:
диагностический инструментарий выявления военно-патриотических качеств, присущих личности учащегося:
диагностика определения готовности к военной службе;
диагностика уровня подготовки молодежи к военной службе, мотивации к службе в вооружённых силах;
диагностика гражданской компетенции;
диагностика самооценки личности.
Мониторинг
Методы и приёмы, направленные на формирование оценки и самооценки:
наблюдение за ходом инновационной деятельности;
посещение уроков и воспитательных мероприятий;
срезы, (уровень достижений учащихся);
предварительное и комплексное тестирование учащихся;
анкетирование и опрос учащихся;
психолого-педагогические диагностики (личность);
социометрические методы изучения;
количественно-статические методы;
метод сравнительного исследования;
анализ материалов педагогического мониторинга.
Ожидаемый результат.Будут определены психолого-педагогические особенности формирования ценностно-патриотических ориентаций учащихся кадетского училища. Ориентации на конкретную активную деятельность, на развитие интересов и потребностей к военной службе, на формирование специальных военно-патриотических способностей к реализации защитных функций в армейской среде. Особенности общей направленности личности на общечеловеческие ценности, проявляющиеся в выборе её жизненной позиции и приоритетов, ценностно-патриотических понятий, к определенным нормам и правилам поведения, а также внутренней основы ценностного отношения личности к Родине.
Результатами реализации данной модели должны стать:
- наличие развитой системы военно-патриотического воспитания;
-наличие у учащихся кадетского училища высоких гражданских, патриотических и нравственных качеств, готовности к служению Отечеству на гражданском и военном поприще;-наличие гражданских компетенций выпускников кадетских училищ;
-профессиональное определение учащихся в дальнейшем образовании на благо Отечества;
- наличие стабильной потребности в освоении гражданских и патриотических ценностей у выпускников кадетских училищ.
- наличие ценностного отношенияличности учащегося к Родине, родной земле и ко всем атрибутам Отечества.
Именно бескорыстная любовь к Родине, как стержневая основа сущности индивида, формирует Патриота, Человека и Гражданина, способного выполнить свой долг в отношении своей Отчизны и своего народа.
Сферы проявления гражданской компетентности:
компетенции в учебно-познавательной деятельности (самостоятельный поиск и получение информации из различных источников, умение ее анализировать и критически осмысливать);
компетенции в области общественно-политической и правовой деятельности (реализация прав и обязанностей гражданина, выполнение функций гражданина во взаимодействии с другими людьми и властью);
нравственная компетенция - личное совершенствование человека как совокупность нравственно-этических знаний и умений определять и оценивать свое поведение, основываясь на моральные нормы и этические понятия, соответствующие гуманистическим и демократическим ценностям;
компетенции в социальной сфере (совместимость, пригодность личных качеств к будущей профессии, ориентирование на выбор жизненного пути в пользу сознательного служения Отечеству, знание норм этики).
В процессе внедрения данной модели отслеживаются три вида результатов:
текущие (цель – выявление ошибок и успехов в работах учащихся);
промежуточные (проверяется уровень гражданской компетентности учащимися кадетского училища программы за полугодие);
итоговые (определяется уровень компетенций за весь учебный год и по окончании всего курса обучения).
Формы отчетности:
Педагогические дневники
Анализ инновационной деятельности
Педсоветы
Публикации
Анализ работы членов инновационной группы
Анализ проектной деятельности
Отчет о результатах инновационной деятельности
Для оценки эффективности апробируемого нововведения в училище осуществляется диагностика учащихся, по результатам которой подтверждаются положительные результаты апробации на основе критериев и показателей.
Описание критериев и показателей, по которым определяется эффективность инновационной деятельности
Критерии
|
Уровень
|
Показатели
|
Наличие системы формирования гражданской компетентности в образовательном процессе кадетского училища
|
Высокий
Средний
Низкий
|
Согласованность всех компонентов по формированию гражданской компетентности в определённой логической последовательности и времени
|
Наличие
у обучающихся морально-психологической и физической готовности к выполнению ими конституционной обязанности по защите Родины, уважения к защитнику Отечества, воину
|
Высокий
Средний
Низкий
—
|
Положительная динамика мотивации и готовности учащихся к выбору жизненного пути в пользу сознательного служения Отечеству
|
Наличие гражданских компетенций у учащихся кадетского училища
|
Высокий
Средний
Низкий
|
Гражданско-патриотические и нравственные качества личности:
- гуманность, нравственная направленность личностных ориентиров;
- самооценка, креативность, рефлексия, толерантность,
- патриотизм, бережное отношение к национальным традициям и культурным ценностям;
- чувство долга и ответственности к воинской службе
- признание общечеловеческих ценностей при политическом многообразии;
знания:
- правовые, политические, морально-этические;
- основы знаний в области социальной экологии;
- основы философских знаний, экономические, основы знаний о социальной сфере общества;
- основы культурных и исторических достижений Беларуси и мировой цивилизации, истории и культуры родного края;
навыки, умения:
- критически мыслить, анализировать получаемую информацию из многих источников;
- понимать социальные проблемы, сущность явлений, происходящих в обществе;
- принимать обоснованные решения, брать на себя ответственность за их реализацию;
- реализовать индивидуальные и общественные права и обязанности;
- устанавливать конструктивные отношения с людьми, уметь работать в группе: выражать и отстаивать свое мнение, слушать другого человека,
опыт строевой подготовки, стремление и готовность к самообразованию,
уважение законов страны, правил и норм современной демократии;
справедливость, равенство людей перед законом, забота об общественном благе;
способности:
- способность ориентироваться в потоке информации, выраженная личная активность, позитивное отношение к выполнению гражданского долга уважение прав и свобод, человеческого достоинства;
- способность и готовность к служению Отечеству на гражданском и военном поприще.
|
Профессиональная компетентность
педагогов
|
Высокий
Средний
Низкий
|
Владение технологией формирования гражданской компетентности учащихся кадетского училища; наличие положительной мотивации на самообразование по данной проблеме; увеличение количества публикаций педагогов в периодических изданиях; готовность к участию в мероприятиях
по пропаганде своего опыта.
|
Осознание обучающимися сущности гражданственности, патриотизма
|
Высокий
Средний
Низкий
|
Владение основами правовых знаний, понимание прав и обязанностей гражданина в демократическом обществе, знание и соблюдение прав и обязанностей гражданина; свободу и ответственность за Отечество, уверенность в себе, собственное достоинство, гражданский долг; знание значений государственных символов (герба, флага, гимна Республики Беларусь).
|
Наличие уважительного отношения к государственным символам (гербу, флагу, гимну Республики Беларусь);
органам государственной власти страны
|
Высокий
Средний
Низкий
|
Гордость за государственный язык, за символы государства (герб, флаг, гимн) Республики Беларусь, способность понимать и готовность уважать конституционные принципы и государственно-политическое устройство Республики Беларусь.
|
разгарнуць » / « згарнуць