Готовимся к выпускным экзаменам. Советы психолога.
Весь фокус в том, на что ориентироваться...
Мы сами делаем себя или несчастными, или сильными.
Объём необходимой работы в обоих случаях один и тот же.
Карлос Кастанеда
Выпускные экзамены — это время волнений не только учеников, но и их родителей, учителей, администрации учреждений образования. Чего следует ожидать при подготовке к выпускному экзамену? Как вести себя окружению выпускника? И как сделать самый важный выбор — выбор профессии? Каждый взрослый человек сдавал выпускные экзамены, имеет опыт проживания этой ситуации. Следовательно, он может понять, что чувствуют дети в период подготовки к экзаменам.
Выпускные экзамены — это не только контроль знаний, а также испытание характера. Подготовка к выпускным экзаменам сопровождается высокими эмоциональными и интеллектуальными перегрузками. В этот период особое значение имеет психологическая поддержка учащихся. В её основе лежат такие механизмы, как понимание, авансирование, доверие, позитивная установка, похвала, сопереживание.
В период подготовки к выпускным экзаменам психологическую поддержку оказывают как учителя, так и родители, родственники. Родителям необходимо демонстрировать компетентное участие и готовность в любую минуту прийти на помощь своему ребёнку, верить в его успех и говорить ему об этом. Иначе родители могут передать своё напряжение, страх детям. Необходимо, чтобы в семье, где воспитывается ученик выпускного класса, царила атмосфера благоприятного психологического микроклимата. Следует посоветовать родителям не предъявлять завышенных требований к своим детям, не требовать от них делать так, как они считают правильным. Каждый ребёнок индивидуален, то, что поможет при подготовке одному, может повредить другому. Одни учащиеся лучше запоминают материал, когда видят, другие — когда слышат, третьи — когда чертят схемы, составляют опорные конспекты. У каждого свой способ повторения.
Выпускной экзамен — это стресс. Разработчик концепции стресса Ганс Селье определяет стресс как неадекватную реакцию на ситуацию. Эмоциональное напряжение порождает не сама ситуация, а как эта ситуация воспринимается. Восприятие является одним из важных когнитивных процессов человека. Если выпускник воспринимает ситуацию экзамена и думает о ней как о провале, то, как правило, появляется чувство страха, тревоги, паники. Возможен ли успех на экзамене, если ученик испытывает страх? Анализируя побуждения к деятельности, психологи выделяют два личностных мотива: мотив достижения успеха и мотив избегания неудачи (мотив страха). Учащиеся, имеющие мотив достижения, используют при подготовке к экзамену следующие способы: рациональную стратегию, направленную на повышение значимости результата; самоинструкции, способствующие удержанию направленности познавательных и эмоциональных процессов на актуальной ситуации экзамена. А учащиеся, имеющие мотив избегания неудачи, используют иные способы: стратегии, обесценивающие значимость общей цели, результата, внушая себе «не очень-то и хотелось». Позитивная формулировка цели конструктивна. Когда учащийся говорит себе: «Я хочу получить высокий балл на экзамене», он понимает, куда двигаться и чего он хочет. Ученики, имеющие мотивацию достижения, реалистично оценивают свои возможности при постановке целей и задач, стремятся к преодолению трудностей и добиваются высоких результатов.
Если ученик выпускного класса при подготовке к экзамену думает, что поставленная цель будет достигнута при наличии навыков самоконтроля, самодисциплины, то эти мысли приведут к результату. Наши мысли определяют наши эмоции, а эмоции — действия. Существует тесная взаимосвязь: мысли - эмоции - действия. В психологии описаны техники, которые помогают сохранять стрессоустойчивость. Актуальна техника рефрейминга — разрыв шаблона. Она позволяет посмотреть на ситуацию под другим углом зрения и увидеть в ней другие оттенки. В ситуации подготовки к выпускному экзамену ученик может систематизировать свои знания, приобрести опыт преодоления стрессовой ситуации, развить те черты характера, которые помогут достигать результата на жизненном пути, в целом мобилизовать интеллектуальные и эмоциональные ресурсы организма.
В период подготовки к выпускным экзаменам учителям не нужно быть категоричными в оценках достижений, а особенно личностных качеств учащихся. Взрослому окружению необходимо направить внимание учащихся на осознание значения экзаменационной ситуации, подчеркнуть ответственность самих выпускников за результаты, которые повлияют на дальнейшие перспективы обучения в вузе, техникуме, училище.
А теперь о самой ситуации подготовки к выпускным экзаменам. Родители задают вопрос, стоит ли менять режим дня при подготовке к экзаменам. Не следует радикально менять свой режим дня. Желательно сохранить привычный ритм сна и бодрствования. Организм учащихся привык в 7 часов пробуждаться, а в 11 ложиться спать. Чтобы не было переутомления, сон должен быть не менее 7-8 часов. Сокращение времени, отведённого на сон, не только приведёт к плохому психическому самочувствию, вялости, апатии, но и снизит эффективность подготовки к Экзамену. Выпускникам необходимы прогулки на свежем воздухе 1-2 часа, чередование труда и отдыха. Продуктивным является график: 40 минут подготовки и 15 минут отдыха, как во время занятий в школе. Самые трудные задания выполняются в те часы, когда организм развивает максимальную активность. Первый пик активности приходится на 9-12 часов, а второй — на 17-20 часов. Советуем обратить внимание на режим питания. Рекомендуется 4-5-разовое питание.
Интеллектуальная подготовка к выпускным экзаменам имеет свои особенности. Следует подчеркнуть значение самодисциплины. Как правило, по мнению учащихся, им не хватает времени на подготовку. Проводились исследования временного интервала относительно подготовки к любому виду деятельности. Выявлена закономерность, сколько бы времени не отводилось, его всегда не хватает и достижение цели зависит от правильного распределения времени. Советуем учащимся поэтапно двигаться к поставленной цели, рационально организуя своё время. Подготовьте письменное расписание, в котором укажите конкретные действия с конкретными сроками выполнения. Это поможет избежать ненужного беспокойства. Если при подготовке к выпускным экзаменам у вас возникнет ощущение невыполнимости, то запланированный результат и не будет достигнут. Прежде всего думайте о первых шагах к достижению цели, оставив в стороне все прочие дела. Важна позитивная когнитивная установка: «Я хорошо подготовлюсь и добьюсь прогнозируемого результата».
При подготовке к выпускным экзаменам большое значение имеет наличие умений работать с учебником. При повторении материала обращайте внимание на название тем, они определяют смысловые ориентиры. Акцентируйте внимание на выводах и резюме в конце параграфа, раздела, на основных понятиях. Такое повторение будет целенаправленным и осмысленным. Имеет значение учёт индивидуальных особенностей развития когнитивных процессов учащихся, индивидуального стиля деятельности. Эта система обусловлена индивидуально-типологическими особенностями человека. Аналитическая стратегия усвоения материала — низкий темп, большое число повторений, малая вариативность заданий, акцент на произвольное запоминание. Синтетическая стратегия — использование интерактивных форм и методов (повторение в парах, группах), разнотипность заданий, склонность к конструированию и компоновке деталей. Классным руководителям необходимо обратить внимание и довести до сведения родителей особенности подготовки учащихся, имеющих слабый тип высшей нервной деятельности. Слабый тип нервной системы имеет ученик меланхолического темперамента. Слабость нервной системы — это склонность к астении, переутомлению. В то же время это мыслительный тип, глубоко проникающий и видящий смысл изучаемого. Эти дети любят работать обстоятельно, шаг за шагом выполняя задание, поэтому благоприятны ситуации, требующие последовательной, планомерной работы, им легче действовать по шаблону, схеме. Предпочитают при повторении материала задействовать внешнюю опору (графики, схемы, рисунки). Склонны тщательно контролировать результаты. С целью профилактики переутомления родителям необходимо контролировать чередование труда и отдыха ребёнка. Не забывайте о расслаблении, переключении на физические действия. Небольшой отдых поможет учащимся сосредоточиться и с новыми силами приступить к работе.
В момент начала выпускного экзамена, если возникает тревога, страх, рекомендуем провести дыхательную гимнастику — медленное дыхание со счётом. Советуем учителям и родителям самим успокоиться, так как напряжение обязательно передастся учащимся. Надеемся, что наши советы при подготовке к выпускным экзаменам помогут достичь прогнозируемых результатов